Бетти Пейдж – от одного её имени у многих пробегает дрожь по телу – от волнения или омерзения? Яркая, неординарная женщина, за свою недолгую карьеру модели сравнившаяся по популярности с Мэрилин Монро, однозначно стояла на грани, которая разделила фотографию на два непримиримых лагеря: искусство и порнографию. Но как это произошло?
22 апреля 1923 года в мирном и благопристойном Нэшвилле, штат Теннесси, родилась малышка Бетти, вторая из шести детей Уолтера Роя Пейджа и Эдны Мэй Пиртл. Обстановка в доме была напряженной, если не сказать губительной. Девочки в доме подвергались нездоровому вниманию со стороны отца. Мать, очень любящая мужа, закрывала глаза на это, пока дело касалось только нелюбимой Бетти. Когда стало известно, что пострадали и другие дочери, Уолтер оставил семью, а Эдне пришлось думать, как одной прокормить детей. Днём она работала парикмахером, по ночам стирала бельё в прачечной, старшие дочери вынуждены были ухаживать за младшими. Трёх девочек, в том числе 10-летнюю Бетти, отдали на какое-то время в сиротский приют, где они получили крышу над головой, достойный уход, хорошее питание и образование.
Не смотря ни на что, Бетти росла отличницей, прилежной ученицей и активисткой. Дома она старалась не бывать, но всё время проводила в школе и местных общинных центрах. Научилась шить и готовить, была блестящей полемисткой в местном дискуссионном клубе, редактором школьной газеты, занималась в актерском кружке, получила стипендию за отличные успехи в школе. Идеалистичная картинка, не правда ли?
Сам Нэшвилл славился своим образованием и религиозностью. «Город ста церквей», «протестантский Ватикан», как его называют, рьяно укреплял нравственность и мораль, а крупная студенческая община взращивала юные трудолюбивые умы. Правда, во времена гражданской войны Нэшвилл называли «город греха», за время пребывания в нём Союзной армии количество проституток выросло с примерно двухста до полутора тысяч и власти предприняли неординарную, но тщетную попытку вывезти всех жриц любви в соседний штат Кентукки. Вероятно, такая история города только добавляла пыла и убедительности воскресным проповедям.
Как получилось, что в таком «образцовом» городе молодая, доверчивая девочка не только подвергалась жестокому обращению дома, но и была изнасилована уличной шпаной? 13-летняя Бетти была вынуждена сделать аборт и лишиться возможности стать матерью в будущем. Но она всё ещё пыталась устроить свою жизнь правильно, пристойно. Получив стипендию, она отучилась в колледже и стала преподавателем. В 19 лет вышла замуж за своего сокурсника, Билли Нилла, и переехала с ним в Сан-Франциско, где он ожидал призыва. Когда супруг отбыл на службу в ВМФ США, Бетти впервые оказалась предоставлена сама себе. Преподавание её не задалось – обладая мягким характером, она не могла удержать класс в узде, особенно мальчишек. Она устроилась на работу секретаршей, попутно фотографировалась для рекламы местного магазинчика шуб, но много времени это не занимало. Наконец ей представилась возможность осуществить мечту – стать актрисой! С детства она с подружками засматривалась на фото в глянцевых журналах, красилась и делала прически, сама шила себе костюмы. Ей устроили кинопробы на студии 20 век Фокс, но они принесли лишь горькое разочарование. Сначала изящную молодую девушку накрасили и причесали так, что она с трудом узнала себя на снимках. А затем продюсер предложил обсудить условия её контракта «за ужином». Замужняя, порядочная Бетти гордо отказала ему.
Вскоре с фронта вернулся Билли Нил. Бетти пыталась наладить нормальную семейную жизнь, даже не ответила на приглашение от студии Уорнер Бразерс, но жертва оказалась напрасной. Супруг стал регулярно поднимать на неё руку, сначала из ревности, потом просто так. Девушка подала на развод, но сохранила с Биллом хорошие отношения, он не раз поддерживал её в трудные минуты. Так как дома никто её не ждал, Пейдж уехала в Нью-Йорк начинать жизнь с чистого листа. Правда, на этом листе сразу образовалось очередное уродливое пятно. Как потом скажет сама Пэйдж, «я просто села не в ту машину не с тем парнем».
В Нью-Йорке Бетти снова устроилась секретаршей-машинисткой, сняла себе квартиру, сделала в ней ремонт. И, прогуливаясь по пляжу Кони-Айленда, познакомилась с черным полицейским, Джерри Тиббсом. Он предложил ей сделать несколько фото, она постеснялась отказать. Эта случайная встреча изменила её жизнь. Именно Джерри бесплатно сделал её первое портфолио, научил её позировать перед камерой, он же посоветовал ей изменить прическу (высокий лоб Бетти сильно выделялся на фото) – и эта челка стала её фирменным знаком. Популярность Бетти мгновенно взлетела до небес. Меньше чем через год её снимки украшали по меньшей мере половину мужских журналов на прилавках! Она не нанимала себе менеджера, не планировала свою карьеру. «Пейдж, у нас съемки в три часа – и хотят именно тебя!» Бетти клала в сумку пару купальников (многие из которых шила сама), косметичку и ехала фотографироваться. Один раз дизайнеры по фотографиям скопировали её купальники и выпустили линию «Бетти Пейдж бикини», конечно, не заплатив ей самой ни цента.
В 1952 году она познакомилась с Ирвином и Паулой Клоу. Брат и сестра Клоу держали фотостудию, где снимали девушек в нижнем белье. У них был ограниченный круг весьма солидных клиентов, для которых они делали фото и видео моделей, подстраиваясь под желание заказчика. Высокие каблуки, шнуровка, чулки, черное белье, корсеты,… веревки, плётки и кляпы. Работа в студии Клоу принесла всем участникам хорошую прибыль, а самой Бетти прозвище «Тёмный ангел» и титул королевы БДСМ.
На волне популярности Бетти не теряла надежды на актерскую карьеру, занималась в студии Герберта Бергоффа, благодаря которому получила несколько ролей в Бродвейских постановках. Она так же снялась в паре видеофильмов весьма легкого содержания, но на этом её театральные успехи закончились. Пейдж могла бы стать тёмным отражением платиновой блондинки Америки, Мэрилин Монро, но у них уже была слишком разная репутация. Обе девушки начинали как модели pin-up. Но одна уже ходила по красной дорожке в шелковых платьях, а снимки другой продавались в подвалах и придорожных ларьках. Справедливости ради следует заметить, что Мэрилин умерла от передозировки наркотиков, а Бетти встретила старость в обществе близких ей людей.
В 1954 году в Майами Пэйдж познакомилась с pin-up моделью и начинающим фотографом Банни Ягер. Совместно они сделали много замечательных снимков, в том числе известную фотосессию в Бока Ратоне в компании двух леопардов. Банни так же отправила снимки Пейдж в активно набирающий популярность журнал Playboy – и фото Бетти в одном рождественском колпачке украсило праздничный разворот журнала!
«Я считаю, что она была замечательной женщиной, знаковой фигурой в поп-культуре, которая повлияла на сексуальность, вкус в моде, тем, кто оказал огромное влияние на наше общество,» — сказал о ней позже Хью Хефнер, основатель Playboy. Действительно, в течение нескольких лет молодые люди делились лишь на две группы – те, кто хотел её и те, кто хотел быть ею.
Карьера Пейдж закончилась резко и неожиданно. В один день она вдруг исчезла из поля зрения фотографов и журналистов. Одной из причин ухода Бетти из модельного мира называют крупное расследование вокруг деятельности студии Кроу. Не смотря на то, что все их материалы создавались добровольно, не были откровенной порнографией и не продавались в широком доступе, они были вне закона. Возможно, их деятельность прожила бы ещё много лет, существуя в тени, но вмешался рок. Молодой юноша, сын уважаемых людей, был найден мертвым в связанном виде. Вероятно, во время БДСМ-игр произошел несчастный случай. Комната юноши была увешана буклетами студии Кроу и фотографиями Бетти в агрессивных костюмах. Сенатское расследование принудило Кроу уничтожить материалы съемок, чтобы избежать суда. К самой Бетти обвинения не предъявлялись, но, я полагаю, эта ситуация открыла ей глаза на другую сторону медали. Она всегда говорила, что не стыдится таких снимков, потому что не привносит в эту работу сексуального контекста: для неё веревка просто веревка, а чулки и корсет просто костюм. Однако, многие её знакомые называли её наивной и доверчивой, а её напарница по фетиш-фотосессиям неоднократно пыталась объяснить ей, что люди, интересующиеся таким, явно не здоровы. Например, Бетти приходило письмо, где мужчина просит избить его каблуками, а она только отмахивалась: «Я уверена, в глубине души он отличный парень!»
Так или иначе, 35-летняя Бетти бросила всё и уехала во Флориду к новому мужу, Армандо Уолтерсону. Беззаботный юноша, на 12 лет младше её, без определенных занятий и амбиций, интересовался серфингом, фильмами и невероятно сексуальной женой. А Пейдж снова хотела непримечательной, но благопристойной семейной жизни. В начале 60-ых она с головой ушла в религию. Армандо, бравший в жены королеву pin-up, а получивший церковного проповедника, замены не одобрил, и брак распался. Бетти вернулась в родной Нешвилл, продолжила активно работать в религиозных организациях и даже пыталась отправиться в Африку в роли миссионера, но её кандидатуру не одобрили из-за двух разводов. Она пыталась снова сойтись с Биллом, своим первым мужем, но союз не продержался и года, возможно потому, что она не могла дать ему желанного ребенка.
Наконец, в 1967-ом она вышла замуж за Гарри Лира и всеми силами пыталась создать крепкую, любящую семью. Гарри воспитывал троих детей от первого брака, и Бетти примерила на себя роль матери большого семейства, о которой давно мечтала. Но идиллию омрачала бывшая жена Гарри, постоянно вмешивающаяся в их жизнь, и сложные отношения с пасынками. Как бы Пейдж не старалась, но найти себе любящее окружение и теплый дом она не смогла, а попала в больницу с чудовищным нервным срывом, разбитой головой и окровавленными руками. Супруг подал на развод. К 50-ти годам Бетти оказалась в психиатрической клинике наедине со всей болью, что она пережила, и диагнозом «параноидальная шизофрения». На протяжении 20 лет (с первого приступа) она то находилась в лечебнице, то поселялась на съемной квартире под наблюдением специалистов. Дважды попадала в клинику после нападения на своего арендодателя – в первый раз во время обострения заболевания, во второй раз это была самозащита, но ей никто не поверил.
Окончательно вылечившись и освободившись от надзора только в 1992 году, Бетти с удивлением узнала, что о ней не забыли. Художники, такие как Эрик Стэнтон и Оливия де Берардинис, рисуют её портреты. Журнал «Penthouse» предложил 1000$ тому, кто расскажет, жива ли сейчас Королева pin-up. Знаменитости, такие как Дита фон Тиз, Мадонна, Наталия Орейро копируют её образ. Но Бетти не хотела снова выходить в свет, лишь дала телефонное интервью ведущей Робин Линч, рассказав, что живёт в безвестности в пансионате на скромные социальные выплаты. Брат Джек убедил Пейдж взыскать с лиц, использующих её образ для получения прибыли, свою долю. Первая попытка – через адвоката Джеймса Суонсона – не принесла успеха, а вот контракт с Майклом Рослером и его CMG Worldwide дал результат, модель, наконец, начала получать платежи от прилично заработавших на её фотографиях и стиле, и перестала нуждаться в средствах. Впоследствии Forbes неоднократно упоминал её в списках самых богатых умерших знаменитостей, наряду с Майклом Джексоном и Элвисом Пресли. На новой волне популярности Бетти даёт несколько откровенных интервью, но отказывается показываться на люди. Только в 2003 году Хью Хеффнеру удалось невозможное – пригласить Пейдж на прием и сфотографировать для рекламной акции своего журнала.
Я сознательно обходила в своём рассказе многие даты и факты или сплетни, уделив много внимания жизненному пути Пейдж. В каком году вышел очередной глянец с её изображением – информация легкодоступная и, по большому счёту, бесполезная. Я хочу чтобы вы увидели её фотографии так, как вижу их я. Среди них между соблазнительными позами и обнаженными изгибами постоянно мелькают снимки дурашливые и забавные, но не менее искренние. Работавшие с Бетти фотографы всегда говорили, что ей не нужно было вживаться в образ – она всегда оставалась сама собой, даже полностью обнаженной она была сама непринуждённость. Её живая, искренняя мимика, открытый взгляд притягивают гораздо больше, чем линия бикини. И взгляните на фото в старости – это она! Та самая Бетти, наивная и простая девчонка с юга, для которой купальник это купальник, а веревка – просто веревка. Тяжелое детство и растленное общество написали её судьбу. Но вопрос морали не о том, почему Бетти не видела греха в своей наготе. Вопросы надо задавать тем, кто нашел в её наготе прибыль и похоть.
6 декабря 2008 года Бетти Пейдж была госпитализирована с сердечным приступом в клинику Лос-Анджелеса и впала в кому, а 11 декабря родные отключили её от системы жизнеобеспечения. Но до сих пор эпатажные девушки делают себе подкрученные смоляные челки и с удовольствием копируют её позы на фотографиях, а Zippo выпускает зажигалки с её портретами.